Цена фаты. Оправдана ли дороговизна свадеб на Кавказе?

0
200

Автор изначально хочет подметить свои позицию касательно матримониального вопроса — «браком» хорошее дело не назовут. Однако, взаимовыгодное сотрудничество двух партнёров, в социальном, эмоциональном и финансовом вопросе можно считать вполне сносной заменой «поломанному» термину.

Как и все прекрасные вещи, он имеет определённое начало — в нашем случае это торжественная церемония его заключения. Иначе — свадьба. Если посмотреть с точки зрения логики и сухой рациональности, трудно даже поверить, сколько усилий и финансов вливается в разовое мероприятие — работой обеспечиваются швеи, повара, флористы, визажисты… Прорва народу, часто со свадебным организатором во главе, ведёт подготовку к одному единственному дню. И разумеется, дело это отнюдь не бесплатное.

Свадьба является одним из исключительных показателей достатка «брачующихся» и их семей — а какой человек не захочет покрасоваться своим положением перед людьми его круга? Гордыня — грех универсальный. Правда в последнее время наблюдается слабая тенденция к замене её практичностью, но об это попозже.

Стоит отдать честь свадьбам, организуемым на Кавказе — они часто поражают своим колоритом, широтой и расточительностью. А могут ведь поражать ещё больше, особенно если присмотреться к общим затратам. Люди всё больше подмечают, как расточительны свадьбы, и даже окрашивают в негативные тона всю идею торжества в целом — что хорошего может быть в мероприятии, из-за которого люди влезают по шеи в кредиты? И это в наши-то экономически неспокойные времена…

Для наглядности давайте рассмотрим конкретные примеры из современных свадеб, организуемых представителями многонационального Кавказа, и подробнее ознакомимся с ценовыми показателями. В наши дни многие стремятся сохранить этническую окраску свадьбы, это можно назвать своеобразным трендом свадебной моды. И пусть популизм как таковой нельзя считать чем-то полезным, в этот раз он работает на благо, а именно – сохранение и популяризацию традиций в среде молодёжи.

Можно рассмотреть характеристику расходов среднестатистической семьи на свадебное торжество: аренда платья — 25-35 тыс. руб. и дороже. Пошив и покупка (в среднем) 100-150 тыс. руб. и выше. В последнее время многие девушки требуют от жениха двух свадебных платьев: одно в национальном стиле, другое – в европейском, видимо всё-таки не желая полностью отходить от тенденций современной моды. Это тоже недёшево. В некоторых случаях наряд, в котором девушку увозят из дома, обеспечивают ее родители, в других же – жених. Свадебная атрибутика в этно-стиле будет стоить как минимум 20 тысяч рублей.

На свадьбе присутствует приглашенный распорядитель – в некоторых случаях просто тамада, а также музыканты, играющие народную музыку. Приглашаются группа профессиональных танцовщиков и танцовщиц, на крайний случай любителей, в национальных костюмах, которые оформляют вывод невесты из родительского дома и ввод в дом жениха, а также исполняют во время свадьбы несколько заготовленных танцевальных номеров. Также ярким этническим элементом многих современных свадеб стал эскорт всадников, сопровождающий свадебный кортеж.

Стоит подметить, что в последние годы возник новый свадебный тренд – работа нескольких групп профессиональных устроителей свадеб, которые проводят свадьбы в этническом стиле, что, как мы уже подметили выше, является довольно модным. Стоимость выступлений местных артистов и музыкантов колеблется от 35-50 тыс. до 350 тыс. и более. Цена вопроса зависит от популярности исполнителя.

Важной частью является также брачный выкуп, чисто символическая сумма которого составляет около 30 тыс. руб., а также организация застолья с изысканным угощением в доме родителей невесты для мужской делегации, которая этот выкуп привозит – тут тратится около 20 тыс. руб.

Довольно много тратится на обновление невестиного гардероба. Особенно поражает воображение новое негласное правило в КБР — согласно ему, родители, помимо всего прочего, обязаны снабдить дочь к замужеству норковой шубой (о мнении норки на этот счёт умолчим) и комплектом золотых украшений с крупными бриллиантами. Невеста должна обновить свой гардероб, это обходится минимум в 300 тыс. руб. Цена на ту же нечастную шубу, которая в обязательном порядке должна быть куплена, составляет в среднем 80-120 тыс. руб.; минимальная стоимость одежды на все сезоны – около 70-150 тыс. руб., обуви – 30-40 тыс. руб., платья на второй день – 10-20 тыс. руб. и косметики – 20-30 тыс. На один показ мод хватит.

Женщинам, отвозящим вещи невесты, устраивают иногда отдельный прием, а иногда привозят их прямо на свадьбу. Сторона жениха одаривает их деньгами (от 3 до 5 тыс. руб. на человека, а в среднем на это тратится до 40 тыс. руб.)

Одни из самых значительных расходов, которые несет семья жениха, празднование свадьбы в съемном помещении кафе или ресторана. Количество гостей на свадьбе от 200-300 до 600-800 человек и более у особенно больших родов или у представителей финансовой элиты. Сторона невесты (обычно в городских условиях) тоже накрывает столы для родственников, пришедших на торжественный увоз невесты, в кафе или ресторанах. Торжество обходится от 40-60 тыс. и более. Услуги фотографов колеблются в городах в пределах от 45 до 100 тыс. руб.

При подсчете свадебных затрат в целом получается, что и при замужестве дочери, и при женитьбе сына обе стороны несут вполне сопоставимые, весьма значительные расходы от 500 тыс. руб. и до 2 млн. руб. Многим семьям приходится брать кредиты. Суммы кредитов начинаются от 300-400 тыс. руб.

Вердикт здесь однозначен — стремясь к соблюдению традиций, наложенных на современный темп и условия жизни, люди загоняют себя в финансовый тупик, тогда как некоторые свадебные ритуалы утратили свой первоначальный смысл и стали только лишь отягощать семьи суетой и неоправданными расходами. Более того, выполнение многих ритуалов не приносит никакой пользы молодой семье.

В той же Ингушетии калым, который официально составляет 40 тыс.руб., доходит до 200-500 тыс.руб. В Дагестане многие дают калым в размере 200-300 тыс. рублей. Семья со средним бюджетом может позволить 500 тыс. рублей. Торжество, как и у всех, обходится дорого. Калым, подарки, покупка жилья (к этому готовятся заранее), банкетный зал с накрыванием столов и артистами обходятся минимум — 1 млн. рублей.

Разумеется, людьми современными и более практичными организуются попытки как-то ослабить удавку «свадебного грабежа» на своих шеях. Многие из-за дороговизны свадеб в Дагестане проводят мавлиды, особенно многодетные семьи. Или играют совместную свадьбу, тогда как принято, чтобы в доме жениха и невесты были отдельные свадьбы, многие семьи вынуждены брать в долг. Нередко в той же Осетии семьи договариваются об отмене подарков, обязательными остаются лишь приданое и подарки невесте в виде золотых украшений, как исключительная дань традициям.

На свадьбе мусульманской семьи действует строгий «сухой закон», а невеста вместо свадебного наряда может надеть традиционный мусульманский платок, закрывающий голову и шею. Но, тем не менее, бывает, что предполагается наличие и традиционных элементов: снятие фаты, если та имеется, угощение смесью меда и масла старших женщин и т.д.  Обращение к различным видам религиозных свадеб не везде популярно. Если они в наши и осуществляются, то не в таком большом количестве.

Вообще свадьбу можно сравнить с полномасштабной военной компанией, чем больше мы живём, тем затратней это дело становится. Мол, если раньше хватило человеческих единиц и дубин с копьями в комплекте, то в наши дни и ядерным боезапасом мало кого удивишь. Менее, чем за 1 миллион уже не сыграть достойную свадьбу, а 1 миллион есть не у всех. Недалеко уходя от вышесказанного, приведём болезненный пример – те же свадебные певцы взвинчивают прайс до 300-500 тысяч.

Ответом на подобный грабёж и беспредел стал пуританский минимализм исламских свадеб. Но здесь вновь возникает проблема поколений — «отцов и детей».  Компромиссом становятся свадьбы с музыкой, но без алкоголя, или с алкоголем, но с непьющим сектором. Молодые мусульмане при помощи мавлидов выражают своеобразный протест современному обществу, считая, что традиционные пышные свадьбы ввергают людей в грех расточительства. Молодые люди, которым приходится годами копить деньги на свадьбу, видят в мавлиде также здоровую альтернативу. Но проблема обычно заключается в том, что многие не соглашаются на проведение таких свадеб. И вроде неплохое, бюджетное мероприятие — дешево, сердито, традиционно. Но лишь до тех пор, пока это не переходит в старый добрый фанатизм на религиозной почве.

Нельзя упускать из виду и новшества последних лет — сокращение сроков обрядов свадебного цикла с одного года до 5-7 дней. Также невесты на Кавказе переняли традицию русских невест, в свою очередь приватизировавших и изменивших традицию невест европейских.

Ныне продвинутая невеста может иметь при себе два букета — один для себя, другой же – для кидания в зал. Автор желает подметить, что новая традиция довольно нелогична, ибо ранее в России, ещё со времён империи, потерять букет или отдать его другой женщине для невесты считалось ужасно плохой приметой — с потерянным букетом, согласно ей, разрушался сам брак. Таким образом, можно смело утверждать, что более суеверные невесты просто перестраховываются. Если бы это ещё и работало…

Стоит указать и исключительно новые традиции — создание гостями цветочных рядов при встрече жениха и невесты, современные платья, подбор платьев для подружек невесты, выступления на заказ — от певцов и музыкантов до различных исполнителей танцев, медленный танец жениха и невесты и т.д. Именно новшества, по мнению общественности, обходятся семье дорого. И разумеется, общественность за это их порицает.

Под горячую руку моралистов попадает чаще всего ставший уже практически обязательным танец жениха и невесты. Редко, но все же встречаются случаи отказа от традиционного женского свадебного костюма, который, помимо прочего, является одним из маркеров традиции. Особо распространено совместное разрезание торта — хотя на вредоносность последнего уж как посмотреть…. Также возмущает общественность отказ от живой музыки и замена её на одного лишь диджея с широким репертуаром — от музыки традиционно кавказской до электроники и современных поп-исполнителей, как наших, так и зарубежных. Сама по себе обрядовость переосмысливается и превращается в целое шоу.

Приверженцы традиций считают ту же гражданскую регистрацию брака, которая нередко происходит в день свадьбы, грубым нарушением традиционных норм этикета кавказской свадьбы, поскольку влечет невозможность сохранения обряда скрывания жениха. Особенно остро на этот вопрос реагируют осетины, для которых данный обряд является одним из ключевых. Ритуальные и приуроченные песни на свадьбе также стали редкостью.

Самая большая проблема в современной свадебной обрядности — утрата смыслов. Важно понимать, что главная функция свадебного ритуала не развлекать, а создавать благоприятный энергетический фон необходимый для обретения нового статуса брачующихся, статуса мужа и жены.

В связи с переменами в общественном сознании и кризисными явлениями в социально-экономической сфере пересмотр свадебных практик неизбежен. Со временем свадьбы будут все более являться отражением социального расслоения общества и его идеологической и мировоззренческой неоднородности. По этой же причине регламентация свадебной обрядности невозможна. Она будет определяться и финансовыми возможностями отдельно взятой семьи, и степенью осознанности, консерватизма или, наоборот, гибкости мышления ее дееспособных представителей.

Если посмотреть с практической стороны вопроса, то деньги, которые могли бы помочь молодоженам в первое время, при обустройстве своего жилья, покупку мебели и т.д., фактически выбрасываются на ветер. При этом из кавказских свадеб уходит теплота. По факту, они создаются для людей, на показ. Более печален тот факт, что пышность свадьбы не является гарантией прочности брака.

В ответ на подобные последствия молодежь уже сама рационализируется, не все хотят видеть на своей свадьбе толпы незнакомых им людей. Кто-то считает, что это личное торжество. Уже прослеживается тенденция играть небольшие свадьбы и на оставшиеся деньги планировать путешествие. Кто-то покупает квартиру вместо больших калымов. При отсутствии возможностей деньги используются в качестве стартового капитала. Молодёжь в наши дни в большинстве своём на порядок практичнее взрослых. Молодожёны стремятся зарабатывать сами. Дорогой машине они предпочтут дешевую квартиру, а бесполезным статусным тратам предпочтут вложения в себя, то есть в развитие своих навыков, умений, либо дополнительное образование.

Разумеется, свадебное торжество – это дело каждой семьи, и личное дело каждого, как «закольцевать» своих отпрысков эффектнее и эффективнее. В заключение скажу — пусть браком хорошее дело заведомо не назовут, а расточительство является грехом, лишний раз от правил отступать никогда не вредит.

 

Савид

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, добавьте комментарий!
Пожалуйста, введите здесь Ваше имя