Комплекс Главных нарзанных ванн, расположен в историческом центре города Кисловодска на Курортном бульваре.
История строительства памятника архитектуры федерального значения «Комплекс Главных нарзанных ванн» начинается в конце XIX века в 1898 году, когда рядом с Нарзанной галереей (1848-1858 гг) устраиваются ванные комнаты.
А в связи с увеличением числа посетителей курортов Кавказских Минеральных вод и повышенным интересом публики к различным методам гидропатии возникла потребность в строительстве нового капитального здания для нарзанных ванн. Разработка данного проекта поручается архитектору при Управлении Кавминвод Андрею Николаевичу Клепинину.
В 1901 г. А.Н. Клепинин составил проект совмещавший в двухэтажном здании на Тополевой аллее Нарзанные ванны на 38 кабин в нижнем этаже и Гидропатическое заведение — на верхнем. В конце 1901г., когда началась подготовка участка для строительства Новых Нарзанных ванн и заготовка материалов, архитектор А.Н. Клепинин составляет окончательный вариант проекта, с учетом последних достижений бальнеологической науки.
Здание возводилось в центре узкого казенного участка шириной 75 метров, между правым берегом реки Ольховки и Тополиной аллеей, на пересечении с Вокзальной улицей. Место возведения здания было выбрано не случайно. На участке всего лишь на шестиметровой глубине протекала «нарзанная река».
Выбор «восточного стиля» нового ванного здания в Кисловодске был определен архитектором уже при первых вариантах проекта. Но подлинный самобытный облик сооружение стало обретать, когда к оформлению фасадов был привлечен скульптор Людвиг Карлович Шодкий. В данном случае «восточный стиль» использовал архитектурные и декоративные мотивы зодчества Индии, арабской, исламской архитектуры. Скульптурное убранство подчинено и слито с архитектурно-композиционными акцентами. Оно придает зданию пышность восточного дворца, формирует самобытный силуэт, соединяется с богатым оригинальным колористическим решением и удачным сочетанием фактур материалов.
Желтый кирпич стен соседствует с блистающей майоликой (установку всей майолики следует отнести к 1904 году, после завершения отделочных работ на фасадах); строгие профили цокольных поясов-со скальной фактурой цокольных облицовочных блоков; экспрессия орнаментов и скульптурных форм пирамидальных завершений — с протяженными свесами карнизов.
Источник glavnarzan.ru