ДОКЛАД ОБ АРХИТЕКТУРЕ КАВМИНВОД

0
323

19 марта в Ставрополе состоялась организационно-тематическая сессия
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУБЪЕКТЫ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ. На ней были прочитан этот доклад.

Уважаемые участники конференции!

Профессиональное сообщество Кавказских Минеральных Вод обеспокоено судьбой уникального по бальнеотерапевтическим и природно-климатическим особенностям эколого-курортного региона Российской Федерации. Мы понимаем и разделяем всю важность задач, возлагаемых на регион в вопросах поддержания здоровья, продолжительности жизни и трудоспособности населения нашей страны. Широкие возможности для такого поступательного развития исторически сложились еще с царских времен, затем некогда Всесоюзном, а ныне Федеральном курорте – Кавказские Минеральные Воды. Ежегодно на КМВ проходят оздоровление сотни тысяч отдыхающих со всей страны и из-за рубежа, а также местные жители, включая население республик СКФО.

Однако, возможности курорта не безграничны, и требуют бережного отношения к его природным ресурсам и их воспроизводству. Недостаточная изученность формирования объемов и разновидностей минеральных вод, регенерации грязей с их лечебно-оздоровительными свойствами, увеличение антропогенной нагрузки на экологию региона в постсоветский период уже привело к деградации части бальнеологических ресурсов в городах-курортах. Угрожающая ситуация до недавнего времени складывалась в Кисловодске — и только консолидированная позиция активных граждан СКФО, верховной власти в лице руководителей Совета Федерации и Правительства страны, не допустили уничтожения уникального курорта России. Все эти факты указывают на отсутствие разумной градостроительной политики и стратегии развития всего региона Кавказских Минеральных Вод и зон формирования целебных вод. Доминирующим принципом градостроительной политики и стратегического планирования региона КМВ, по нашему мнению, должен быть принцип рассмотрения всей территории региона Кавказских Минеральных Вод как единого, целостного предприятия по производству максимально качественного, курортно-оздоровительного и туристско-рекреационного продукта.

Сегодня созрели все условия для выработки и реализации научно обоснованной стратегии комплексного развития всего региона КМВ с прямым участием профессиональных сообществ и гражданского общества. Именно комплексного, поскольку разрозненные усилия местного самоуправления так и не привели к позитивным результатам, а в некоторых случаях и усугубили положение. Мы понимаем, что добиться высокого уровня развития курортного региона невозможно без обеспечения занятости коренного населения путем стимулирования малого и среднего бизнеса, социальной поддержки малоимущих, качественного улучшения медицинского и санаторно-курортного обслуживания граждан РФ и лиц, прибывающих на отдых из-за рубежа, как в уже действующих санаторно-курортных комплексах, так и в проектируемых к строительству. Для решения этих задач потребуются новые, более совершенные инструменты управления  градостроительным регулированием и стратегией развития непосредственно курортно-оздоровительного региона в силу его уникальности и специфичности. Особое внимание в этом вопросе следует уделить научно обоснованному, законодательно оформленному способу производства работ по реконструкции и реставрации памятников истории и архитектуры, расположенных в 1-й горно-санитарной охранной зоне, и иных инструментов администрирования, позволяющих вывести градостроительную политику на новый принципиальный уровень. Не маловажные проблемы возникают и с ветхим жилым фондом исторической застройки (с изношенными коммуникациями), находящимися в непосредственном соседстве с объектами курортно-оздоровительного и туристско-рекреационного комплекса.

В этой ситуации наиболее актуально звучат слова Президента РФ В.В.Путина о необходимости нивелирования уровней управления в стране по пути укрепления публичной вертикали власти. Именно поэтому сегодня требуется государственный, а не «местечковый» взгляд на проблемы комплексного развития курортов федерального значения.

Учитывая сказанное, архитектурное сообщество Кавказских Минеральных Вод выступает за возможность создания рабочей группы для системного решения вопросов комплексного развития особо охраняемого Эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды.

Целью деятельности рабочей группы, на наш взгляд, призвано стать создание эффективной модели управления развитием региона КМВ, получения опыта, применимого и к другим особо охраняемым территориям страны. В программу создания указанной модели управления, по нашему мнению, должны войти: анализ текущего состояния дел в сфере архитектуры и градостроительства с учетом динамики рисков для экологии региона, корректировка генеральных планов городов-курортов с увязкой их со Стратегией развития КМВ и выделением приоритетов этого развития, разработка проектов инвестиционной привлекательности в ходе территориального планирования и пошаговая оценка эффективности капитальных вложений по основным социально-экономическим показателям, другим государственным программам развития региона КМВ на 16 лет.

Союз архитекторов Кавказских Минеральных Вод и представители других профессиональных сообществ в сфере строительства, геодезии, картографии, гидрогеологии, минералогии, бальнеотехники, курортологии, санаторно-курортной медицины, краеведения, экономики санаторно-курортного комплекса и других направлений научного знания региона, прямо или косвенно оказывающих влияние на градостроительную политику, в прямом сотрудничестве с центральным научно-исследовательским институтом ОАО «ГИПРОГОР», располагают необходимыми профессиональными компетенциями и опытом, готовы к совместной работе на благо развития государства Российского на Северном Кавказе.

Заместитель председателя Союза архитекторов КМВ

Игорь Евгеньевич Тащев.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, добавьте комментарий!
Пожалуйста, введите здесь Ваше имя