Новый год на Кавказе

0
438

Как многие могли почувствовать, приближается нечто грандиозное.

В жертву, во славу грядущих перемен и изменений, приносятся сотни хвойных деревьев. Корпоративные мамоны обогащаются за счёт обывателей, смеющих пожелать хоть немножко волшебства и чуда в единственную ночь в году. Столы заполонят тонны бутылок с алкоголем и странных съедобных смесей из сельди, свеклы, имитированного крабового мяса, зелёного горошка и кукурузы, сдобренные «королём» всех банкетов- майонезом… Разумеется, близится Новый год.

Давайте же без лишней патетики взглянем в историю этого замечательного праздника, имеющего свои «подвязки» в гостеприимных горных краях!

Стоит заранее сказать, что на Северном Кавказе Новый год – термин многогранный, не совсем отвечающий каноничным представлениям широкой публики. Оно и ясно — для многонациональной земли многозначные понятия и феномены дело довольно обычное. При всём великом желании разорваться и всё успеть, что разумеется родом из жанра фантастики, мы постараемся побывать везде понемногу и уделить каждому толику времени и разрешения тестового редактора.

Взять к примеру казаков. У них главными зимними праздниками считались, как ожидаемо, православные: Рождество, Святки и Крещение. Сам же Новый Год отмечался не всегда. Утренники и праздничные застолья проводились после 7 января, до этого дня был Рождественский пост, то есть один праздник не очень удачно ложился на другой. Разумеется, уступки и отстранения в таких случаях событие неизбежное. Те же Святки казаками отмечались строже, чем у прочих православных христиан России, не допускали ряженых, вводили свои особенности у ритуала колядования.

Главными блюдами рождественского стола были мясные деликатесы. У кубанских казачек существовала традиция угощать всех гостей варениками, в которых были монетки и другие сюрпризы. Считалось, что это к удаче. И, как видно, к посещению зубного врача. Ну, и на улицах стоматологических клиник должен быть праздник…

Так же традиционна проводимая по обычаю в январе «Атаманская ёлка»- народные гуляния и забавы с немного видоизменённым Дедом Морозом. С папахой на голове и казачьей саблей за поясом он ведёт праздник, когда сопровождает его внучка-Снегурочка, в соответствующей одежде. Дети на этот праздник приходят в казачьих костюмах, а развлекаются традиционными забавами, свойственных быту их пра и прапрадедов.

Если говорить о Северной Осетии, то стоит упомянуть несколько традиций празднования Нового года. У осетин праздник известен под названием Ног Бон, что в переводе означает «Новый день». В республике, большинство жителей которой — православные христиане, 7 января традиционно отмечают Рождество, то есть, как и у казаков, один праздник уступает место другому.

После же Рождества, обязательно в четверг, предки осетин организовывали праздник Хадзаронта, по сути своей напоминающий Святки. Где-то в селениях он отмечается и по сей день. Праздник проходил живо, в проведении обрядов, которые, должны дать изобилие и процветание живущим.

Например, надевание вывернутого наизнанку тулупа. Овчина всегда ассоциировалась у осетин с благоденствием и изобилием. А раз шерсть ближе к телу, то и богатством ближе к дому.

В этот день пекли пирог артхурон с сыром — символ солнца. В него клали монетку, маленький кусочек овечьей шерсти или другой «сувенир». Нашедшему сулили везение в новом году. Также пекли печеньица в виде фигурок животных и птиц, ну чем не святочные пряники или имбирные человечки?

По домам привычно ходили ряженые, причём одним из главных персонажей был медведь. Пришлых нужно было хорошо накормить и напоить. Они развлекали хозяев дома и желали им счастья и благоденствия в новом году. В этот день жгли костры, а юноши и девушки через них прыгали, забава, переходящая неизменно из народа в народ, вне нации и времени. Интересно, сколько подпаленных девичьих юбок и подожжённых штанов насчитает история?

Современный Новый год в республике, как и любой другой праздник, невозможно представить без традиционных трёх пирогов. Каждый из них символизирует начало всего сущего: первый – Бога, второй – небо и солнце, третий – землю. Съедая их, люди принимают на себя благословление нового года от сути, что заключено в каждом пироге.

Многие адыги Северного Кавказа до сих пор отмечают Новый год, не отступаясь от традиций предков. А именно 21 и 22 декабря, в день Зимнего Солнцестояния, в один из самых символичных дней в году.

Существует старинная примета на везение — отыскать чёрную курицу с белым пером. До сих пор кабардинцы специально держат по возможности таких кур, а 21 декабря готовят из них разные блюда. Также пекут круглые лепёшки, символизирующие солнце, привычный в культуре символ процветания. Самое популярное праздничное блюдо — мясные манты.

Балкарцы же и карачаевцы Новый год отмечают как по мусульманской, так и по европейской традиции. Оба этих праздника невозможно представить без бузы — напитка, напоминающего пиво. Готовится он из пророщенных овсяных зёрен, тот же принцип готовки с поправкой на этнографию. Также на столе есть разные блюда из баранины, хычины, плов — всё что питательно, мясисто и вкусно.

В Карачаево-Черкесии – те же традиции. Новый год там — наилучшее время для добрых дел, потому в республике в конце декабря и начале января проводится куча различных благотворительных акций, в помощь сиротам, малоимущим, инвалидам и пенсионерам. В этих республиках вплоть до установления советской власти Новый год по европейским традициям не отмечался. А Новогодние ёлки как празднования там стали устанавливать и вовсе в конце 50-х, после возвращения депортированных народов на историческую родину.

Однако, до принятия этими народами ислама в ХVII и ХVIII вв. они праздновали Новый год в конце декабря — уже после зимнего солнцестояния. Торжественно прощались со старым годом, прощали друг другу обиды, избавлялись от старых вещей и долгов. Всё для того чтобы привлечь «фарал», понятие, в древности означающее «благоденствие и изобилие».

Перед началом празднования 12 юношей шли в лес и приносили оттуда молодое дубовое деревце, на котором ещё сохранилась листва. Дуб также выбран не просто так, как здесь, так и у многих народов дуб считался олицетворением солнца и жизненной мощи. Его водружали на холм, специально насыпанный из снега на окраине села. Пока несли деревце, кузнецы били молотами по наковальням, издавая громкие звуки. Затем деревце поджигали. Во все три праздничных дня горело много костров, ведь огонь символизировал очищение и обновление.

Из гастрономических особенностей стоит подметить треугольные лепёшки и круглые пироги. Три пирога нарезали на четыре части, и это также символизировало солнце. В Новый год старались ничего не занимать у других и не оставлять у чужих свои вещи. Наряды надевали только новые, разумеется яркие и праздничные. К засватанным девушкам в этот день могли приехать с поздравлениями братья и друзья жениха с подарками для невесты, для счастливого посула жизни в новом году и в грядущем браке. В последний день праздника организовывали скачки.

«Счастливым днём» называют Новый год жители Грузии. Его встреча начинается вечером 31 декабря и продолжается всю ночь. Считается, что спать ложиться нельзя ни в коем случае, ведь именно в новогоднюю ночь на небесах раздают ум – если проспишь, то лишишься своей доли.

Ближе к полуночи накрывают особый новогодний столик – табла. На него укладывают фрукты и сладости, а по четырем сторонам зажигают свечи. После наступления Нового Года глава семьи берет этот столик и обходит с ним весь дом. Считается, что вслед за ним идет ангел, который принесет всем счастье и благополучие.

Ровно в 12 часов все грузины выходят на улицу и запускают фейерверки. Так они стреляют по злым духам, которых нужно хорошенько напугать, чтобы они убежали подальше от дома, если же не пошуметь, злая душа зайдёт в жилище, и будет там сидеть весь новый год, устраивая хозяевам разные пакости. Самое главное – кто первый войдет в дом после наступления нового года. Этого человека в Грузии называют меквле, обычно это друг семьи или знакомый. Меквле приходит не с пустыми руками, а приносит сладости и пожелания счастья. Многие смекалистые грузины специально приглашают человека богатого и счастливого, чтобы счастье на его подошве «зашло» в дом.

Второе января – тоже очень важный день. В Грузии его называют бедоба – по-грузински это день счастья. Считается, что как его встретишь – так и проведешь весь год. Именно поэтому 2-ого января проходит множество танцев и игр, шумных развлечений для молодых и старых.

Традиционную ель в Грузии уверенно вытесняет грузинское праздничное дерево — чичилаки. Её вырезают из ветки ореха, с которой аккуратно собирают стружку. Чичилаки символизирует бороду святого Василия – одного из трех великих каппадокийцев, которые в IV веке установили догматические основы учения о Святой Троице. Обычно новогоднее дерево в Грузии украшают сладостями — маленьскими разноцветными конфетками и сухофруктами. Считается, что чем больше на новогоднем столе сладкого, тем более приятным будет следующий год. После праздников чичилаки сжигают, символически уничтожая все возможные несчастья, что деревце могло насобирать, будучи в многолюдном доме.

Традиционно на Новый год зажаривают целиком молочного поросенка, ставят на стол соленья (в том числе маринованные джонджоли – побеги особого кустарника), салаты, орехи, фрукты, сушеные сладости. Все стараются приготовить сациви – индюшку или курицу в насыщенном ореховом соусе, которые традиционно подаются холодными. Обязательно на десерт готовят гозинаки – жареные орехи в меду. Обычно до них ночью дело не доходит, и ароматными гозинаками угощаются с утра, и это тоже имеет свою символику: съесть кусочек сладости в первый день нового года, чтобы весь последующий год был счастливым.

Интересны новогодние традиции и в Абхазии. Новогоднее поздравление на местном языке звучит как: “Чааныбзиала ашыкус чыц!” (С Новым Годом!). В качестве традиционных праздничных блюд новогоднего стола подается отварное мясо и курица в острой аджике. Обязательное угощение – блюда с сыром: мамалыга и пироги (ачашв). За новогодней трапезой также предлагают разнообразные фрукты и вкуснейшие сладости. Тосты за здоровье и удачу в Новом году в Абхазии произносятся за бокалом домашнего вина. Согласно обычаям, дети ходят к соседям, друзьям и “посевают”, желая хорошего нового года. За это их угощают различными сладостями. Навещают друг друга и взрослые. Всю ночь поют песни, исполняют танцы, идут народные гуляния.

Как известно, мандарин — самый «новогодний» фрукт, делающий Абхазию особенно привлекательной страной для встречи Нового года. Тут мы можем сказать спасибо товарищу Берии — именно он в свою бурную бытность насадил этот благодатный край чаем и замечательными мандаринами — вот почему оранжевый цитрус традиционен в новогодние праздники аж со времён СССР.

Если говорить об истории традиций встречи Нового года в Чечне, то говорить можно о глубокой древности. Тогда важным новогодним ритуалом было обновление огня в очаге. Именно на новом огне должно было быть приготовлено всё необходимое для праздника. Ещё один ритуал – укладывание длинного, не разрубленного бревна в очаг. Длина бревна определяла продолжительность праздника. Когда бревно, прогорев, сокращалось до таких размеров, что за ним можно закрыть дверь, начиналось застолье с обильной едой, питьём, танцами. Новогодние брёвна заготавливались заранее. Дерево, чаще всего дуб, специально сушили, а вот использование фруктовых деревьев считалось большим грехом, как можно сжечь кормящее дерево, несущее добро людям? Как и грузины, предки чеченцев верили, что в новогоднюю ночь оживает нечистая сила, поэтому, защищаясь от неё, раскладывали в хлевах и жилых помещениях в качестве оберегов железные предметы.

Обильный новогодний стол, по народным представлениям, был гарантией благополучия семьи в наступающем году. К празднику пекли хлеб из пшеничной муки. Самый главный – большой ритуальный хлеб – имел форму диска с лучеобразными линиями, идущими от центра. Кроме того, пеклись пироги с различной начинкой: для старшего в семье – четырёхугольной формы, для гостей – круглые. В сдобу клали монеты, хлебные зёрна, кусочек шерсти, по которым гадали: кто чем будет богат в новом году. Заставляет задуматься, а не поэтому ли профессия зубного врача так популярна среди народов Кавказа? Даже тут традиции делают своё дело, чуть ли не на уровне генетической памяти — наверное не один зуб был сколот и сломан с получением «счастливой» монетки, обещающей богатство….

В новогоднюю ночь были приняты и другие гадания. Одно из них – на отварной бараньей лопатке. При гадании смотрели на свет сквозь лопатку и по пятнам на кости предсказывали урожай, погоду и даже семейные события (свадьбы, прибавление в семье, похороны).

Разумеется, ночь под Новый год считалась особенно благоприятной для гаданий о замужестве. Для одного из них девушка пекла три очень солёных маленьких хлебца; два из них клала под подушку, а один съедала. По примете, будущий муж – тот, кто подаст девушке во сне воду. Под Новый год в чеченских сёлах ходили ряженые. Но самой зрелищной традицией по праву были скачки, они устраивались в третий день новогоднего праздника. Первым трём победителям-наездникам полагались призы: верховая лошадь, седло, уздечка и плётка или что-нибудь из одежды.

Для современных чеченцев новогодний праздник не связан с народным сельскохозяйственным календарем. Также он не входит и в исламскую традицию. В новогоднюю ночь люди просто собираются за столом (безалкогольным, что неудивительно при нынешнем сухом законе), чтобы проститься с прожитым годом и встретить новый, с которым связывают свои мечты и надежды на лучшее.

Остаётся сказать, что как бы многолик не был бы Кавказ, как бы ни были разнообразны его народы, каждый заслуживает счастья в этот особый день, чтобы пронести его весь последующий год. От тех пор и до самой Новогодней ночи, чтобы вновь найти новые 12 месяцев счастья и радости под своей крышей-  и так без конца.

С наступающим вас Новым годом, дорогие читатели!

С пожеланием всех благ

Савид

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, добавьте комментарий!
Пожалуйста, введите здесь Ваше имя